Напишите нам
Заполните форму ниже и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Сообщение об успешной отправке!
03.10.2024
поднимись на ступень изменений
Автор: Юрий Проскурня, 5 встреч

Во время и вокруг трансформации обычно происходит много шума, суеты, презентаций и баталий по поводу выбора технических решений — в общем, множества подробностей, за которыми забывается главное. По которому и надо вообще-то принимать экзамен у трансформаторов.

А именно — что результаты и выгоды этой трансформации будут получены только в случае массового и устойчивого изменения поведения сотрудников организации. Нельзя получить качественно новые результаты, работая по-старому.
Из этого есть некоторое количество любопытных следствий:
Изменение поведения важнее технического решения
Важнее спроектировать изменение поведения, нежели техническое решение для него. Что мы хотим, чтобы люди массово делали по-другому? Условно, все равно какую CRM вы планируете установить, если она не будет использоваться должным образом — выгод не будет.
Людей вовлекать до, а не после выбора решения
Людей в изменения можно и нужно вовлекать до выбора технического решения и вместе с ними проектировать изменение поведения. Не надо ждать, «пока мы тут сейчас с командой все настроим нормально, потом уж людям покажем». «Вовлеченные люди сделают любое решение хорошим».
(с) Павел Колесник
Четкая дельта поведения
Изменение поведения — дельта, должно быть четко сформулировано. Чтобы можно было сказать: «Иван, ты сейчас делаешь вот так, а с понедельника будешь делать вот так».
Любую трансформацию можно выразить в терминах поведения
В терминах поведения (3−5 ключевых паттернов поведения) можно сформулировать суть любой, сколь угодно большой трансформации. В частности, Володя Ленин обошелся 3-мя паттернами для целой революции («землю крестьянам…» и т. д.).
Формулировать дельту поведения — ключевой скилл
Для реформатора умение формулировать дельту трансформации в терминах поведения — это один из ключевых скиллов, который стоит тренировать и оттачивать.
Если изменение в поведении не сформулировано достаточно четко, это приводит к ряду проблем ниже по течению.
Типичный пример — недавно проводили сессию по управлению изменениями в одной ИТ-компании, которая хотела провести «продуктовую трансформацию». Заказчиком сессии выступал СТО, команда 300+ разработчиков. В процессе обсуждения выяснилось, что миддлы не в восторге от необходимости такого перехода, не понимают, что это, и на сессии ожидается сопротивление. На вопрос, сможет ли СТО пояснить на сессии, какие конкретно изменения в поведении ожидаются от разработчиков, он ответил, что он очень хорошо понимает выгоды от этого изменения (time to market), но по конкретике изменений, необходимого для ускорения этого показателя, сообщить затруднился, мол, это к agile-коучу. Как вы понимаете, внедрить то, не знаю, что, довольно сложно, равно как и получить выгоды от такого изменения.
Если изменение в поведении не сформулировано достаточно четко,
это приводит к ряду проблем ниже по течению.

Типичный пример — недавно проводили сессию по управлению изменениями в одной ИТ-компании, которая хотела провести «продуктовую трансформацию». Заказчиком сессии выступал СТО, команда 300+ разработчиков. В процессе обсуждения выяснилось, что миддлы не в восторге от необходимости такого перехода, не понимают, что это, и на сессии ожидается сопротивление. На вопрос, сможет ли СТО пояснить на сессии, какие конкретно изменения в поведении ожидаются от разработчиков, он ответил, что он очень хорошо понимает выгоды от этого изменения (time to market), но по конкретике изменений, необходимого для ускорения этого показателя, сообщить затруднился, мол, это к agile-коучу. Как вы понимаете, внедрить то, не знаю, что, довольно сложно, равно как и получить выгоды от такого изменения.
Для решения подобных проблем мы разработали модель Ступень изменений®, которая помогает сформулировать дельту поведения и ее связь с выгодами трансформации, а также вовлечь в изменения ключевых стейкхолдеров.
Текущее поведение — формулируется в терминах действий/поведения, как мы работаем сейчас (не хорошо или плохо, а как именно выполняется процесс).
Текущее поведение
01
Целевое поведение — аналогично в терминах поведения, как будем действовать в целевой картине.
Целевое поведение
02
Выгоды между этими двумя элементами составляет ступень изменения, на которую организации надо «подняться», чтобы получить запланированные Выгоды. Чем больше Выгоды, тем больше, как правило, выгод, но при этом выше и риск такого изменения. Со слишком высокой ступеньки недолго потерять равновесие и свалиться.
Выгоды
03
04
Еще одним элементом модели, которое влияет на объем выгод трансформации, является количество сотрудников, которым надо подняться на эту ступень — 10, 100 или 1000? Это влияет не только на объем выгод трансформации, но и определяет ресурсы, необходимые на изменение поведения того или иного количества сотрудников.
Количество сотрудников
Для удобства использования эта модель реализована в Канвасе изменений, с которым вы можете познакомиться на наших тренингах по управлению изменениями «5встреч» или во время бесплатной консультации от наших специалистов.
Для удобства использования эта модель реализована в Канвасе изменений, с которым вы можете познакомиться на наших тренингах по управлению изменениями «5встреч» или во время бесплатной консультации от наших специалистов.