Как правило, уровень подчинения напрямую влияет на эффективность деятельности по управлению изменениями — чем выше, тем влияние на результаты трансформаций больше. Большой специалист по управлению изменениями, скрытый в недрах оргструктуры, вряд ли сможет принести большую пользу. Но где же лучше быть в корпоративной иерархии? Случаев прямого подчинения ГД нам не известно, и в любом случае, как показывает практика, такое подчинение не имеет смысла — слишком большая вложенность вопросов управления изменениями в более широкие трансформационные темы.
Прямое подчинение ЗГД представляется оптимальным вариантом с точки зрения влияния в организации, доступа к стейкхолдерам и ресурсам, видения «с высокой точки» большого количества изменений. Подчинение руководству проектного офиса имеет большой практический смысл, если это руководство понимает ценность работы по управлению изменениями, однако, в большинстве случаев, эта работа будет иметь тактический характер.
Количество штатных сотрудников
Вывод из практики — процесс управления изменениями, сколь угодно хороший, но не обеспеченный ресурсами, выполняться не будет, поэтому популярные схемы «мы всех научим и они будут управлять изменениями по корпоративной методике» не выглядят жизнеспособными.
Стейкхолдеры в организации будут ждать реальной, профессиональной помощи на своих проектах, а не советов или ссылок «почитайте методологию».
В форме «Центр компетенций» распространена практика, когда это подразделение организует массовое обучение сотен людей в компании в надежде, что они будут выполнять парт-тайм роль менеджера по управлению изменениями или агента изменений на проектах изменений, но этого не происходит, потому что человек прошедший тренинг, не становится от этого полезным профессионалом в этой области и у него не появляется время и желание заниматься чем-то посторонним. Поэтому срок жизни подразделения по управлению изменениями в форме «Центр компетенций» ограничен — он либо распускается, как не приносящий ценности бизнесу, либо обретает ресурсы и становится «Функцией».
Степень зрелости деятельности по управлению изменениями ожидаемо влияет и на то, какие KPI ей вменяются. Очевидно, что у фрилансера единственный KPI — это устраивает ли его/ее работа начальника. В модели «Стрим» как правило в качестве KPI используют такие показатели: сроки и результаты проекта (общий с проектной командой), выполнение планов управления изменениями, данные опросов об эффективности коммуникаций, данные посещаемости обучения, сдаче тестов, количестве обращений в техподдержку.
На стадии «Центр компетенций» начинаются вопросы не о работах, которые он выполняет, а о ценности, которую он приносит.
Так как она бывает не очевидна в силу недостатка ресурсов для реальной помощи, то акцент делается на цифровых KPI, например, фактическом использовании изменений, вкладе управления изменениям в ROI проекта и т. п. На стадии «Функция» ключевые стейкхолдеры в организации обычно хорошо понимают процесс управления изменениями и на собственном опыте знают ценность квалифицированных менеджеров по управлению изменениями. Поэтому здесь может быть общий проектный KPI с проектной командой, а в своей работе менеджеры по управлению изменениями делают акцент на качественные показатели, наблюдение за процессом изменений, за восприятием этого процесса людьми, на которых влияет изменение, а не на попытки объяснить свою полезность в цифрах.
Методология также претерпевает изменения и принимает различные формы по мере роста зрелости деятельности по управлению изменениями. Как правило, начинается все с общих слайдов по управлению изменениями лозунгового характера, далее идет разработка детальнейшей методологии с конкретно расписанными шагами и множеством шаблонов и, в конечном итоге, на стадии «Функция» приходят к централизованной методологии в виде набора важных принципов, которым надо следовать вне зависимости от вида изменений.
Однако стоит отметить, что вряд ли можно миновать какой-то из этих шагов и сразу написать принципы, а ля agile manifesto — всему свое время и уровень подготовки аудитории.
Здесь все просто — подразделение по управлению изменениями работает либо руками на проектах, либо советами, либо и тем, и другим, если есть ресурсы. Достоверно известно одно — работа только лишь советами не ценится в организации, всем нужна предметная помощь + советы. В организационной форме «Центр компетенций» часто возникает такой формат работы: стейкхолдер проекта изменений обращается в Центр компетенций, чтобы узнать, какую помощь он может получить. Сотрудник этого центра проводит консультацию, лекцию или тренинг, знакомит с корпоративной методологией, выдает шаблоны, предлагает заполнить их и показать ему, далее точечно участвует в проектных встречах.
Подобный формат работы, как правило, не приводит к «повторным заказам». Выполнение для стейкхолдеров соответствующих работ руками: подготовка детальных планов изменений, подробная оценка влияния изменений, организация работы со стейкхолдерами, разработка коммуникационных материалов и презентаций, организация опросов, обучения — приводит к росту влияния в организации и спроса на услуги по управлению изменениями, если сделано правильно и влияет в явном виде на ход проекта.
По мере роста зрелости управления изменениями меняются и источники финансирования. Если на стадиях «Консалтинг» и «Стрим» в основном идет финансирование из бюджета соответствующего проекта или программы, то на стадии «Центр компетенций», в связи с тем, что мы теперь «работаем на всех», приходится получать финансирование из бюджета материнской функции, в которой расположено подразделение.
На стадии «Функция», когда подразделение себя уже зарекомендовало и растет спрос на ее услуги, у нее появляется новый источник финансирования — бюджеты бизнес-заказчиков, которые платят за привлечение квалифицированного централизованного ресурсы в свои инициативы.